Проведение тренинговых занятий
Слабовидящие и незрячие люди являются одной из наиболее уязвимых категорий в социальном плане. Специфика заболеваний и соответственно неполное восприятие окружающего мира в большинстве случаев снижают возможности успешной социализации. Причём речь идёт не только о низком уровне ориентирования на той или иной местности, отсутствии самостоятельности, но и в целом неумении наладить общение, осуществить взаимодействие с другими людьми, как в повседневной жизни, так и при возникновении проблем.
В ГУ ЛНР «Центр комплексной реабилитации инвалидов» разработана серия тренингов, объединённых общей тематикой «Социальная адаптация инвалидов по зрению в конкретных ситуациях», участниками которых стали члены экспериментальной группы.
Тренеры: практический психолог Центра–Вера Мариновская, специалист по социальной реабилитации–Наталья Охрименко и культорганизатор - Кристина Колягина.
Каждое занятие имеет определенное название («Покупки в магазине», «Я на автобусной остановке», «Посещение больницы», «Поход в театр» и т.д.) и проходит в пять этапов: І – описание предлагаемых условий и правил; ІІ - непосредственное проигрывание избранного сюжета; ІІІ - обсуждение услышанного участниками; ІV-рекомендации специалистов; V– практическая работа (реальный выход в супермаркет, осуществление поездки в маршрутном такси, передвижение по улице).
В ходе упражнений отрабатываются необходимые для полноценной жизни умения и навыки, такие как: владение тростью, тактильное распознавание монет и купюр, разработка мелкой моторики рук, построение грамотной коммуникации с окружающими.
Отмечены активность и заинтересованность присутствующих, желание проявить себя, побыть в той или иной роли. Некоторые участники вначале были зажаты, говорили тихо, смущались. Постепенно члены группы внутренне раскрывались и, к окончанию занятий поставленные задания не казались чем-то нереальным или затруднительным, а наоборот способствовали более уверенному поведению, принятию себя и других людей в разных условиях, повышению уровня социальной активности.